18 января 2020 года, в навечерие Богоявления (еще он называется Крещенский сочельник), священник Александр Рысин возглавил Божественную литургию в Покровской церкви города Городище. Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом — сочиво. Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. В этот день служба была особенно долгой. После окончания Литургии в храме была отслужена вечерня, особенностью которой является чтений из Ветхого Завета 13 паремий. Их особенностью является то, что там перечисляются различные события Ветхого Завета, являющиеся прообразами крещения. Такое число паремий объясняется тем, что за время их чтения в древности должны были быть совершено Крещение оглашенных. От этого древнего обычая совершать накануне, в Навечерие праздника, крещение оглашенных, которое, собственно, и является духовным просвещением, праздник Крещения, или Богоявления, называется также днем Просвещения и Праздником Светов. В сочельник, после литургии во всех храмах совершается великое освящение воды. Господь создал воду как стихию жизни, но грех человеческий сделал ее источником смерти. Когда же грех человеческий умножился на земле, вода жизни стала водой смерти и в водах великого потопа погибло ветхое человечество. Библейский потоп в христианской традиции является символом обновления — смерти ветхого человека и рождения человека нового. Перед пришествием Христа на землю Иоанн Предтеча крестил людей в водах Иорданских. Люди сходили в эти воды ветхими, а выходили новыми, обновленными покаянием. Иисус Христос пришел к Иордану не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить Иорданские воды, преобразить их и наполнить жизнью. И вода смерти, напоенная человеческим грехом, стала источником жизни, потому что Сам Бог Своей человеческой плотью сходил в нее и наполнил ее Своим Божеством. В память о Крещении Спасителя в На́вечерие Богоявления и повторно в самый день праздника совершается Великое освящение воды. Благодать освящения воды подается одна и та же — и в Навечерие, и в самый день. После великого освящения воды отец Александр обратился к верующим городищенцам со словами проведи, в которых напомнил о том, что «…часто приходится наблюдать весьма нелицеприятную картину, когда люди приходят в церковь за водой с большим количеством огромных бутылок только что не с ведрами. Результатом становится столпотворение, огромные очереди, раздражение друг на друга… Но нужна ли в огромном количестве она? Например, существует замечательная традиция разбавления агиасмы. Над емкостью с обычной водой читают или поют Крещенские песнопения (тропарь, кондак, величание) или любую известную молитву ко Господу. После этого вливают немного крещенской воды: крестообразно, с молитвой: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». К тому же иногда можно услышать еще одно «интересное» мнение. Некоторые считают, что вода дома из крана на Крещение святая. Если бы вода в кране или же в водоемах освящалась сама собой, тогда не было бы нужды священникам совершать чин Великого освящения воды. надо помнить замечательную фразу: «Не искушай Господа Бога твоего». Святая вода раздается в течение нескольких дней после праздника Богоявления во всех храмах, поэтому нет ни малейшей нужды пытаться получить святыню из крана, где мы умываем лицо и чистим зубы по утрам…»
(6)