Для учащихся 10-11 классов, педагогов и представителей общественных организаций были предложены такие темы, как: «Покровский Шиханский женский монастырь: история и современность», «Монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери села Сазанье Сердобского района: история и современность», «Икона Божией Матери Казанская (Пензенская): образ и значение», «Церковнославянский язык: история и современность. Вопрос о переводе Священного Писания с церковнославянского языка на русский язык в истории Русской Православной Церкви», «Христианский и гражданский подвиг М. М. Киселевой», «Спасский кафедральный собор: история и современность», «Культурологические особенности древнерусского храма», «Храм – синтез культовых искусств», «Православные ценности как стержень формирования общероссийской идентичности», «Воспитательная роль Православия в формировании казачьего общества», «Мотив покаяния в произведениях русских поэтов и писателей», «Влияние христианства на творчество российских писателей XIX века», «Проекты архитектора А. Е. Эренберга в Пензенском крае».
С напутственным словом к участникам и гостям конференции обратился иерей Алексий Рой, подчеркнув, что сама по себе культура выросла из Церкви. «Достаточно вспомнить одно из выдающихся произведений древнерусской литературы «Слово «О законе и благодати», написанное во второй половине XI века митрополитом Киевским и всея Руси – первым митрополитом славянского происхождения в Древнерусском государстве. Другие наиболее ранние и дошедшие до нас произведения «Повесть временных лет» или «Слово о полку Игореве» также являются свидетельствами того, что литература не существовала отдельно от христианства. Даже князья писали духовно-нравственные тексты», – отметил священнослужитель.
По словам иерея Алексия Роя, «Весь культурный код задавала всегда именно Церковь. Она бережно сохраняла историческое наследие вплоть до остатков языческой культуры. Все, что мы знаем из древнерусской истории – это заслуга монахов, которые собственноручно готовили летописи, чтобы мы сегодня имели верное представление о прошлом. В нашу эпоху постмодерна территория высоких смыслов – это Церковь. А все потому, что в условиях современной духовно-нравственной деградации искусство вырождается в перфоманс. И зачастую оказывается, что в строгом смысле его и искусством назвать не представляется возможным. Для того, чтобы воспринять добро, необходимо усилие. Как не печально, но в этом смысле Церковь изначально будет иметь проигрышную позицию, потому что взывает к возвышенным чувствам. Но только Церковь позволяет человеку остаться человеком, как сказано в Книге Бытия, созданным по подобию Бога. И только Церковь бережно хранит для человека культуру певческих, художественных, архитектурных и других культурных традиций».
В ходе выступлений священнослужители задавали школьникам вопросы и время от времени дискутировали с ними по проблемным темам.
По завершении Кирилло-Мефодиевских образовательных чтений иерей Александр Рысин подвел итоги. Выделив наиболее достойные работы, вместе с тем, он отметил глубокий исследовательский подход всех участников конференции, которые попытались подготовить не просто доклад, но провести комплексную научную работу по изучению и раскрытию темы, в том числе с применением социологических методов. Все победители и участники образовательных чтений были награждены памятными дипломами, подготовленными Городищенским благочинием.
Кирилло-Мефодиевские образовательные чтения ежегодно организуются Городищенским благочинническим округом Пензенской епархии при поддержке Отдела образования Администрации Городищенского района.
Конференция нацелена на повышение уровня духовно-нравственного воспитания школьников, а именно: сохранение и развитие традиций служения Родине; возрождение национальной самоидентификации, исторической памяти, духовности и культуры русского народа; развитие познавательной активности и кругозора учащихся; распространение передового педагогического опыта, способствующего духовно-нравственному формированию подрастающего поколения; выявление способных и одаренных детей; формирование навыков самостоятельной исследовательской и творческой работы у учащихся; привлечение к работе с одаренными детьми педагогов.
(15)