27 октября, в воскресенье состоялось очередное богослужение в Никольском храме села Дигилевка. Небольшой сельский храм был наполнен верующими. Были не только взрослые, но и дети. Большинство пришедший на Литургию дигилевцев исповедовались и причащались Святых Христовых Тайн.
После окончания богослужения еще смогли и пообщаться.
Тема беседы была посвящена на этот раз притче о сеятеле и семенах. Как отметил настоятель храма отец Александр: «Вроде бы все понятно. Вроде бы и проповедовать не о чем:
Шел сеятель с зернами в поле и сеял;
И ветер повсюду те зерна развеял.
Одни при дороге упали; порой
Их топчет прохожий небрежной ногой,
И птиц, из окрестных степей пролетая,
На них нападает голодная стая.
Другие на камень бесплодный легли
И вскоре без влаги и корня взошли,-
И в пламенный полдень дневное светило
Былинку палящим лучом иссушило.
Средь терния пало иное зерно,
И в тернии диком заглохло оно…
Напрасно шел дождь и с прохладной зарею
Поля освежались небесной росою;
Одни за другими проходят года —
От зерен тех нет и не будет плода.
Но в добрую землю упавшее семя,
Как жатвы настанет урочное время,
Готовя стократно умноженный плод,
Высоко, быстро, и сильно растет,
И блещет красою, и жизнию дышит…
Имеющий уши, чтоб слышать,- да слышит!
Образ сеятеля – это образ Господа, Который всегда стучится в наши сердца и пытается посеять в нас семя жизни.
Выходит сеятель сеять Слово, семя Его Слова падает на почву наших сердец, а сердце наше похоже или на дорогу, на которой все исхожено и истоптано, либо на камень, на котором ничего возрасти не может, либо на терние, сорняки, которые все благое заглушают.
В душе человека каменистым пластом является себялюбие. Обыкновенно оно лишь слегка закрыто сверху тонким налетом чувствительности и добрых порывов.
В третьем случае — это люди, которые желают одновременно работать Богу и маммоне. Желая жить по законам Божиим, они в то же время не хотят отказаться и от мирской суеты и кончают обыкновенно тем, что этот водоворот мирских забот, увлечений, пристрастий поглощает их без остатка, вытесняя из души все светлое, идейное, возвышенное. Если человек не борется с земными пристрастиями во имя евангельской правды, он неизбежно становится их пленником, и одно слышание слова Божия его не спасет.
В каждом случае мы можем узнать себя. Прекрасно понимаем то, что Слово крадется через нелепые помыслы и разговоры; как это Слово падает на камень нашей злобы, отчуждения, осуждения других людей. Ощущаем, как заглушают его наши заботы житейские, желание пожить в свое удовольствие, «получить от жизни все».
Все понятно. Одно только неизвестно нам: как же сделать так, чтобы наше сердце было похоже на добрую почву.
Как сказал отец Алексий Уминский: » …К сожалению, часто думаем, что устали от духовной жизни, устали от бесконечных требований, которые нам предъявляет Церковь: от постов, от утреннего и вечернего правила, от того, что мы должны вовремя в храм приходить в воскресенье, и вообще в церковь ходить – мы устаем от этого, мы устали от Бога… Но на самом деле мы устали от себя: от своих собственных страстишек, от своей собственной гордости, от всего того, что нашу жизнь делает камнем и тернием – от этого наше сердце устает, и от этого оно жаждет освободиться…».
Есть же люди, у которых сердце вспахано глубоко — страданием и состраданием, любовью, горем, до которого дошло сознание страшного одиночества человека, когда нет Бога в его жизни.
Нам же надо только удержать это слово, чтобы оно упало в расселину того камня, который мы несем в себе, который мы называем своим сердцем, своим сознанием, своей душой…»
(9)